От дождя и солнца

15-08-2013
От дождя и солнца
Лишь в 18 веке зонтик стал защищать от дождя

Зонтик-пагода

Всегда интересно проследить историю обычной бытовой вещи: вот, скажем – зонт, который есть сегодня в гардеробе почти у каждого, кроме тех, кто предпочитает куртку с капюшоном. Зонт у всех ассоциируется с дождем, тем не менее, его древний прародитель служил исключительно для защиты от солнца. Случилось это потому, что появился он в жарких странах – Древнем Китае, Таиланде, Индии и Египте. В ту пору зонт бы свидетельством власти: его носили только императоры, раджи, фараоны и их вельможи. Зонты были огромные – 1,5 метра высотой и весом 2 кг, делались из пальмовых листьев, перьев, ткани и были в основном белого, желтого и алого цветов, символизирующих духовное величие. В Китае и смежных странах они повторяли форму пагод: у короля Сиама был зонт в семь ярусов. Зонты расшивали золотыми нитями, украшали драгоценными камнями. С Востока зонты попали в Древнюю Грецию и Рим, где ими пользовались женщины.

Полотно и китовый ус.

Во Франции зонты появились в XVII веке и получили смешное название parasol («против солнца»), в Италии их прозвали umbrella («тенечек»), а в Голландии zonnedek («навес на корабле»). Первый зонт из промасленной ткани принадлежал королю Людовику XIII, и, конечно, служил для защиты от солнечных лучей: помогал сохранить аристократическую бледность. Постепенно в XVIII веке зонт становится общедоступным и модным аксессуаром. Верх зонтов делали из вощёного полотна, а ручки из кости, украшали их рюшами, кружевами и лентами. Стильный зонтик принадлежал Марии Антуанетте: каркас его был из китового уса, и весил более полутора килограммов! Свежая мысль – укрываться зонтом от дождя – пришла в 1750 году путешественнику Джону Ханвэю: вместо тафты и кружев он использовал практичную плотную ткань, он же сообразил, каким образом зонт можно складывать. Тогда же в XVIII веке зонты прибыли и в Россию, позаимствовав название из Голландии.

Ручной громоотвод

Кроме вощеного полотна зонты делали из непромокаемого шелка, лакированной бумаги. Ребра в количестве, как правило, 10 штук, изготовляли из китового уса или камыша: длина их составляла 80 сантиметров. Ручку мастерили из ясеня, дуба, можжевельника, слоновой кости, инкрустируя резьбой и позолотой. Во Франции ей придали изогнутую форму. В соответствии с модой купола зонтов украшали кружевом, бахромой, перьями, вышивкой, набивным рисунком. В России существовали зимние варианты – шикарные зонты, отороченные песцом и соболями. Западные умельцы изощрялись, совмещая зонтики с тростью, пряча в рукоятку курительную трубку, ключи, письменные принадлежности, оружие, кошельки и питейные фляги. Рассказывают, что в конце XIX века даже был зонтик-громоотвод: сверху устанавливали металлический стержень, от которого шла проволока к земле, а человек держал в руках деревянную ручку-изолятор.

И коротко о погоде…

В начале XX века зонт стал вещью утилитарной: на смену аристократическим моделям пришли бумажные варианты от солнца и клеенчатые – от дождя. К 1930-м годам окончательно вышли из моды зонтики-трости (если не считать короткого периода их возрождения в 50-х), и все тенденции неуклонно вели к тому, чтобы зонт был максимально легким и в сложенном варианте влезал в портфель или сумку. Универсальным изобретением в этом смысле стал зонт-автомат, раскрывающийся и складывающийся одним нажатием кнопки. Уже ближе к нашему времени в пользование вошли надежные складные механизмы с крепкой стальной противоветровой рамой с фиберглассовыми вставками «антиветер», предохраняющие зонт от выворачивания. Но прогресс не стоит на месте. Последним ноу-хау из США считают зонт, в ручку которого вмонтирован приемник, настроенный на волну метеостанции и лампочкой предупреждающий владельца о приближении дождя.